Список домов, по улице Инженерной:

   12, 13, 13а, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 2, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 27А, 28, 32, 4, 6, 7, 8, ,

Улица Инженерная начинается на пересечении улиц Минина и Большевистской около Борисоглебского монастыря, и идёт вверх, до пересечения с улицей Подъячева.

Инженерная улица появилась в Дмитрове в период строительства канала Москва-Волга, в середине 1930-х годов, тогда же получила и своё название.

По воспоминаниям Р.А. Володина в книге «Скульптор Ищенко В.Г. Биография», «наиболее ценным специалистам, работавшим на строительстве канала, давали квартиры в Инженерном городке, а всем остальным оплачивали частные комнаты в городе.

Инженерный городок построили на горе, на городском выгоне возле села Подлипечье, из привезенных с Беломорканала разобранных двухэтажных жилых домов. Получилось три улицы, их назвали: Инженерная, Чекистская и Комсомольская.

Комнаты были по 16 м2, с большим трехстворчатым окном и печкой «голландкой», дрова для нее приносил истопник-заключенный.

Напротив домов, через дорогу, находился недоступный для обыкновенных граждан продовольственный «канальский» магазин».

Впоследствии к этому Городку добавились еще улицы Пионерская, Большевистская, Большевистский переулок, а чуть поодаль – улицы, названия которых также связаны со строительством канала, – улица Шлюзовая и улица Водников.

В сентябре 1933 года (через год после начала строительства) новым начальником Дмитлага (по совместительству с должностью заместителя начальника ГУЛАГа СССР) был назначен С.Г. Фирин. В связи с этим возможности Дмитлага значительно возросли, окрепли и инженерные кадры стройки: к руководству инженерно-техническим персоналом были привлечены лучшие ученые и инженеры страны. К моменту полного «разворота» строительства, на всем протяжении канала трудились 3,5 тысячи инженерно-технических работников.

В определенный момент грандиозная стройка столкнулась с большими проблемами, поскольку не было достаточного опыта возведения крупных напорных сооружений на мягком основании. Пришлось бороться с грунтовыми водами и плывунами, которые заполняли вырытые котлованы. Кроме того, в стране не хватало строительных механизмов и цемента, трудности возникли и с металлом.

Тогда впервые (под руководством инженера Н.Д. Холина) в больших объемах был применен гидромеханизированный способ разработки, транспортировки и укладки грунта, однако две трети земляных работ все равно выполнялись вручную – «грабарями и тачечной возкой». Бетонной лабораторией была разработана рецептура гидротехнического бетона, около шлюза № 5 даже возвели бетонный комбинат. Благодаря инженеру С.В. Шестоперову удалось оптимизировать производство крупных бетонных работ, объемы которых потрясали – в пиковые дни укладывалось до 10 тыс. м3 бетона, до 30% которого по-прежнему транспортировалось тачками. Всего же в сооружения канала было уложено 1,3 млн. м3 бетона.

Канал проектировали крупные ученые, инженеры, квалифицированные рабочие разных специальностей. Среди проектировщиков и строителей - такие известные ученые и практики, как профессор В.Д. Журин, Я.Д. Раппопорт, Г.А. Руссо, Г.А. Чернилов, В.П. Соболев, доктор технических наук А.А. Угинчус, А.В. Михайлов, Е.А. Ставицкий, В.В. Ликин и другие.

Строительство канала неразрывно связано с именем инженера-гидротехника, впоследствии академика, Героя Социалистического Труда С.Я. Жука. Многие из строителей канала стали крупными учеными, организаторами гидротехнического и промышленного строительства в стране. Например, Александр Николаевич Комаровский, который строил сооружения в Яхроме, в Тушине, на реке Москве. Он был первым начальником и главным инженером канала Москва-Волга. У него за плечами также строительство и других гигантов индустрии, МГУ, объектов науки и атомной энергетики. В последние годы он был заместителем министра обороны по инженерно-техническим войскам. Именно ему принадлежит идея строительства города науки – Дубны – там, где начинается канал...

А в 1937 году на митинге по случаю открытия канала Москва-Волга А.Н. Комаровский, выступая от лица всех инженерно-технических работников, говорил: «Мы молодцы и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы сделаны без иностранной помощи».

Всего за 4 года 8 месяцев был построен канал общей протяженностью 128 километров, более 200 гидротехнических сооружений: 109 километров судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.

15 июля 1937 года канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Нужно сказать, что канал исключителен не только в инженерном, но и в эстетическом отношении. Многие зодчие и скульпторы трудились над его архитектурно-художественным решением. Различные гидротехнические сооружения, красиво оформленные Пристани, скульптуры органично вписались в окружающий ландшафт и невероятно красиво смотрятся на фоне холмов, воды и леса.

Канал выполнил свою задачу и на долгие годы обеспечил социально-экономическое развитие московского мегаполиса и достойное место Москвы в ряду наиболее благоустроенных и красивых столиц мира.

Канал способствовал также и развитию многих городов, расположенных по его трассе, в том числе и города Дмитров. После окончания строительства канала население Дмитрова значительно выросло, начали функционировать крупные промышленные предприятия, ставшие опорой экономики и социального развития города на многие годы.

Канал был спроектирован на таком высоком инженерном уровне, что и через 80 с лишним лет сохранил свой технический пoтeнциaл.

А улица Инженерная со временем перестала быть окраиной города, на которой могла застрять машина, как, например, было описано в местной газете «Ударник» (№92), благоустраивалась, на ней возводятся новые жилые комплексы, хотя и сегодня пока еще можно увидеть те самые дома – свидетели великой стройки.

Популярное на сайте Правдом.

Конструктивизм

Конструктивизм. — авангардистское направление в архитектуре, это единственный стиль в архитектуре 20 века, придуманный в России.

Типовая серия - 121

Типовая серия - 121. Дома 121 серии можно назвать одной из серий, представляющих собой качественные панельные дома Санкт-Петербурга.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-05-05 Гоголевский переулок раньше назывался Ярморочным проходит от улицы Петровской до улицы Ломакина. ... читать далее >>>>
2024-05-05 Улица Петровская (2-я Продольная ул., Московская ул., Дворянская ул., Большая ул., Петровская ул., ул. Ленина)Петровская улица — центральная улица Таганрога. Находится в центральной исторической части города. Расположена между 1-м Крепостным переулком и улицей Дзержинского. Протяжённость 2 73 ... читать далее >>>>
2024-03-08 Названа в память о Салмышском бое, имевшем важное стратегическое зна­чение в разгроме белогвардейских войск под Оренбургом.1976Район: ДзержинскийМикрорайон: Северный пос.Протяжённость: 5 029 ... читать далее >>>>
2024-03-06 Янковского улица (Краснодар) - названа в честь Иосифа Иосифовича Янковского, председателя совета народных депутатов Кубанской области в 1918 году, погибшего во время Гражданской войны под Царицыном в 1919 году. ... читать далее >>>>
2024-03-06 Улица Володи Головатого (центр города) – названа в честь Владимира Денисовича Головатого, юного героя-партизана, зверски замученного и расстреляного 1 февраля 1943 года.Владимир родился в 1925 году в Краснодаре, семья проживала в Центральном микрорайоне. В самом начале войны отца призвали на ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах